korney_prutkov (korney_prutkov) wrote,
korney_prutkov
korney_prutkov

Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления (Paris, 2001// М., 2017).

С первых же страниц своего исследования современный французский "эволюционный психолог, социальный и культурный антрополог, один из видных представителей когнитивного религиоведения" Паскаль Буайе открывает завесы тайн: что такое религия, почему люди верят, и как так получается, что добрые родственники в одночасье начинают видеть в тебе врага и чужака. Или так: ученый с мировым именем своей знаменитой монографией разъясняет читателю, как обычный человек, погружаясь в религию, превращается в пафосного зомби, добровольно отключающего мозг.
Именного этого ждёт заинтригованный читатель от книги с таким названием и увлекательной аннотации на её обложке. Признаться, этого ждал и я. Чтобы известный учёный подвел раз и навсегда научную базу под клише: "религия - утешение", "религия - инструмент управления массами", "религия - анахронизм" и тп. Однако данный научный труд (не научпоп все же, как пишут в отзывах) не об этом.
Буайе, как настоящий исследователь, беспристрастен: его интересуют когнитивные процессы. Тема книги, скорее, такова: как мозг человека воспринимает религию, как в его сознании возникают устойчивые верования, смысл повторяющихся обрядов, какие образы остаются в коллективной памяти, какие отсеиваются и так далее.
Это преимущественно лишь корректно поставленные вопросы, чем развернутые ответы. Своего рода отправная точка для активации размышлений в некотором заданном русле. Подход к религии как эволюции сознания. Попытка осмысления устройства мозга человека, стремление проследить/назвать/объяснить когнитивные процессы, психологию веры на обширнейшем антропологическом материале.
В сознании человека лучше закрепляются (и передаются в века потомкам) образы-оксюмороны (сочетание несочетаемого), чем обычные реалистичные формы. Это свойство мозга и памяти людей.
Человека интересуют прежде всего практические вопросы, чем онтологические, абстрактные. Не теория (кто главное божество, в скольких лицах и как оно ночью летает на кожуре от банана), а практика применительно к конкретному человеку (осмысление смерти близкого, почему он меня не любит, причина неурожаев, болезни и тп). Иными словами, по мнению П. Буайе, для человека первичны утилитарные религиозные смыслы. Именно для уяснения себе неподвластных земному пониманию событий человек привлекает религиозные образы ("противоестественные сущности"). Они - язык для тем, не поддающихся разуму.

" При таком восприятии противоестественных сущностей их легче связать с выраженными случаями бед и несчастий, поскольку мы предрасположены рассматривать невзгоды как социальное событие, следствие чьих-то действий, а не сугубо физических процессов. Поэтому теперь сущностям приписываются могущественные способности, с помощью которых они могут навлечь на человека несчастье, что придает им дополнительные противоестественные свойства и, возможно, дополнительную значимость."

В общем, весьма полезное чтение для осмысления необъяснимых процессов с иных совершенно не привычных точек зрения.

"Религиозная этика опирается на нравственную интуицию, религиозные представления о высших силах черпаются из интуитивных установок о действующих силах как таковых и т.д. Поэтому я и утверждаю, что религиозные понятия паразитируют на наших когнитивных способностях."

Tags: книгоотзывы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments